Тула прославила Россию не только оружием, самоварами, гармониками, но и пряниками.
Сказать, кто и когда изготовил первый пряник, невозможно, и как поется в песне Пряники русские на слова Хотимского:
...Может, бабка, может, дед замесили тесто из муки, из патоки, выпекали пряники...
Особенно славились пряничным производством в XVII-XIX веках города Архангельск, Вологда, Москва, Тула, Тверь.
Первое упоминание о тульском прянике хранится в писцовой книге (1685 г.), где о занятиях туляков сказано: Кропали портное, делали крашенины, ножишки, занимались всяким иным рукомеслом, торговали по мелочам орехами, пряниками.
В книге Тула. Материалы для истории города (М., 1884 г.) читаем: С Никольской улицы в тупичке подле Покровской церкви против того тупичка за Никольской улицей у горшечного ряда на тяглой земле: Во дворе посадский человек Панфилко Фирсанов, сын Сушкин, торгует орехами и пряниками, тягла за ним 2 деньги.
Итак, согласно писцовым книгам известно, что в XVII веке в Туле пекли и продавали мятные, медовые и печатные пряники, украшенные затейливыми узорами.
В Толковом словаре Даля читаем: Пряник - лакомство хлебное на меду, на патоке с разными пряностями.
Известно, что пряники любили на Руси с давних времен, и хотя до нас не дошли они, но до наших времен сохранились доски, по которым можно судить о разнообразии пряников. Доски резали из березы и груши. Возраст деревьев около тридцати лет. Для пряничных досок использовали нижнюю часть ствола. Эту часть ствола резали на доски толщиной около 5 см, которые сушили от 5 до 20 лет при естественной температуре так, чтобы не попадали на них лучи солнца. Края досок для прочности, избегая трещин, смазывали смолой или воском. После того, как доска была готова, резчик-художник наносил рисунок.
Пряничная доска - это форма для пряников.
Фигурный пряник - предмет художественного творчества. Требовались не только вкус, но и красота, поэтому резьбе придавалось особое значение. Изделия пекарей созданы в соавторстве с резчиками досок.
На протяжении XVI-XVII веков мастера-пряничники считались ремесленными людьми и расселялись в городах по соответствующим местам, либо окраинам в ремесленных слободах.
С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Их дарили в знак чести, любви.
Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. В книге Пряник, прялка и птица Сирин Жегалова и Житина опубликовано следующее:
1639 года сентября 26, - читаем мы в одном документе, - как государыня царица шла от Троицы в село Задвиженское, и ее, государыню, встречала села Клементьева крестьянка-пряничница Катеринка, и понесла ей, государыне, деланные пряничные рыбы, и государыня велела за те рыбы дать два рубля с полтиною. (Царица Евдокия Лукьяновна Стрешнева - вторая жена Михаила Федоровича, бабка Петра I).