Во время русско- турецкой войны в 1736 году 54-тысячное русское войско вступило на вражескую территорию Крымского ханства. Обозы с ржаной мукой, которую везли для питания войска, застряли где-то в степях Украины. Пришлось печь хлеб из местной -пшеничной- муки. Как известно, белого хлеба много едят на востоке – в Средней Азии, в Закавказье. И тогда в войске начались болезни. Больше всего вводило войско в слабость то, что они привыкли есть кислый ржаной хлеб, а тут должны были питаться пресным пшеничным, писал адъютант командующего этим войском Христофор Георг фон Манштейн. Через сто лет граф Шереметьев жаловался в письме свому другу Александру Пушкину: «Худо мне, брат, жить в Париже – есть нечего, черного хлеба не допросишься».
Обе эти истории свидетельствуют о том, что русский национальный хлеб – это черный дрожжевой хлеб, из ржаной муки. Как показали уже современные исследования, такой хлеб хорошо усваивается, особенно, если он приготовлен на закваске, а не просто на прессованных дрожжах. Именно так готовили хлеб в старину. Закваска – это часть старого теста, которое остается на дне и стенках посуды, в которой это тесто замешивается. Она богата винтаминами, ферментами и другими полезными веществами , которые еще более активизируются, попадая вместе с тестом в печь. Например, хрустящая корочка черного хлеба – это один из важнейших источников пополнения витамина В1. К тому же, ржаная мука снижает уровень холестерина и сахара в крови.
Русские всегда ели больше хлеба, чем мяса, что отмечали практически все иностранные путешественники. Привычка к ржаному хлебу вполне объяснима – в наших широтах рожь растет лучше всего. С 14-15 веков ведут свою историю такие известные нам сорта черного хлеба, как заварной, пеклеванный, бородинский, красносельский. Из иностранцев пламенной любовью к ржаному хлебу отличаются разве что немцы. В средневековой Англии черный хлеб ели разве что бедняки, а представители состоятельных сословий использовали его, главным образом, в качестве тарелок: большие буханки хлеба, выпеченные несколько дней назад, нарезались крупными ломтями, в середине куска делали небольшое углубление, в которое клали еду. После обеда эти «тарелки» собирали в корзину и раздавали беднякам.
Привычка и любовь к черному кислому хлебу у русского народа была настолько сильна, что даже имела серьезные исторические последствия. Как утверждает авторитет в области истории поваренного искусства Вильям Похлебкин, один из важнейших в истории Европы расколов – разделение церквей на западную и восточную, католичество и православие – произошел в значительной степени из-за хлеба. В середине 11 века, как известно, в христианской церкви разгорелся спор о евхаристии, то есть о том, следует ли употреблять квасной (кислый) хлеб, как это делалось в Византии и на Руси, или пресный - согласно практике католической церкви.
Византия, стоявшая во главе восточной церкви, вынуждена была выступить против запрета папы Льва 9-го употреблять кислый хлеб, так как не сделай она этого, то лишилась бы союза и поддержки Руси. В России же, как мы уже говорили, кислый хлеб воспринимался как символ национальной самобытности, и отказ от него для русских был невозможен